ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. Психологический словарь


АНАЛИЗ ТРАНСАКТНЫЙ (анализ трансакционный, анализ взаимодействия) – психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в пятидесятые годы американским психологом и психиатром Эриком Берном, технология исследования и лечения расстройств, направленная на коррекцию взаимоотношений с людьми и преодоление трудностей.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Суть трансактного анализа


ТРАНСАКТНЫЙ анализ, как метод психотерапии, состоит из: структурного анализа - это теория эго-состояний; сам трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии транcакции как взаимодействии эго-состояний двух входящих в общение индивидов; анализ психологических игр; скриптоанализ - анализ жизненного сценария (скрипта).

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования "Я" субъекта. Выделяется три стержневых эго-состояния: "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Входя во взаимодействие, человек всегда находится в одном из этих состояний. Т.е. при взаимодействии с другими людьми, человек всегда ведет себя то как ребенок, то как взрослый или как родитель. Представления эго-состояний основаны на том, что в каждом человеке живет тот ребенок, которым человек был, тот взрослый, которым он сейчас является и тот родитель, который живет в каждом из нас.

Эго-состояние "Ребенок" содержит в себе комплексы аффективные, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Как правило, в этом состоянии различимы: "ребенок естественный" - свободный, творческий и раскованный - ему характерна склонность к веселью, активному движению, фантазии, импульсивности. "Ребенок адаптированный" - этот ребенок всегда "бунтующий" (против давления сверху), либо "соглашающийся" (при выгодном для себя положении), либо "отчуждающийся".

Эго-состояние "Родитель"проявляется в постоянном контроле, запретах, идеальных требованиях, догмах, санкциях, заботе, могуществе. Человек в данном состоянии следует нормам и предписаниям, не критически усвоенным в детстве, и на протяжении всей жизни диктует свою линию жизни. Кроме того, это состояние характеризуется автоматизированными формами поведения, сложившимися прижизненно, избавляющими от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Причем, "Родитель" может существовать в двух формах: заботящийся (советы, поддержка, опека) и контролирующий (запреты, санкции, наставления и пр.).

Эго-состояние "Взрослый" характеризуется способностью к реалистичным оценкам, разумностью, зрелостью. Как правило, включает в себя вероятную оценку ситуации, компетентность, рациональность, независимость. Человек в данном состоянии живет "здесь и теперь", независимо от прошлого, хотя и в полной мере использует информацию, заложенную в "Родителе" и "Ребенке".

Важнейшее положение теории эго-состояний в том, что человек достаточно активно способен на переключение или переход от одного эго-состояния к другому. Один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться в эго-состояниях "Родитель", "Ребенок", "Взрослый". Кроме того, в его поведении и переживаниях могут одновременно проявляться и более одного эго-состояния.

Трансактный анализ - метод психотерапии


Цель психотерапии, разработанной Эриком Берном - освободить клиента от зависимостей, обретенных им в детстве и направляющих его, заставляющих "играть в игры". Научить вести себя во взаимодействии с другими так, чтобы извлекать некоторые психологические выгоды, подкрепляя позиции "Ребенка" И "Родителя".

В результате психотерапии возникает интеграция эго-состояний "Ребенок", "Родитель" и "Взрослый" за счет ориентации на "Взрослого". Психотерапия призвана освободить от скриптов (жизненных сценариев), программирующих жизнь через осознание людей, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.

Конечная цель анализа - формирование гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. При этом основная задача в том, чтобы "Взрослый" достиг автономности.

Для диагностики эго-состояний и их форм разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, энергетическую наполненность эго-состояний и их форм. Несмотря на распространенность, эти методы подвергаются критике со стороны клиницистов, теоретиков за узкий подход к эго-состояниям. Однако, разработка проективных методов диагностики эго-состояний дает возможность более широкого подхода к использованию анализа эго-состояний.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. ПСИХОЛОГ. Психологическая помощь