КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ. Психологический словарь


ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. УСЛУГИ ПСИХОЛОГА

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС – особые, относительно непродолжительные периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отечественной психологии понятие "возрастной кризис" было введено Львом Семеновичем Выготским, который определил возрастной кризис как целостные изменения личности ребенка, регулярно возникающие при смене стабильных периодов.

ГИПНОЗ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Границы возрастного кризиса


ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. УСЛУГИ ПСИХОЛОГА

В отличие от кризисов невротического или травматического характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

Поведенческими критериями возрастного кризиса являются негативизм, трудновоспитуемость, упрямство. Такие проявления возрастного кризиса Л. С. Выготский считал необходимыми для выражения негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон кризиса.

В детском возрасте обычно выделяются следующие возрастные границы кризиса:

Кризис первого года жизни. Граница 1 года жизни. Характеризуется физическими возможностями ребенка: прямохождение, манипуляции с предметами, узнавание "своих-чужих".
Кризис трех лет. Граница трехлетнего возраста. Характеризуется новыми физическими возможностями, началом выделения себя из окружения.
Кризис шести-семи лет. Возраст семи лет, кризис связанный с началом обучения в школе.
Подростковый кризис. Обычно 11 - 12 лет. Характеризуется ассимиляцией ценностных ориентаций.
Юношеский кризис. Возраст 16 - 17 лет. Кризис, связанный с профессиональным и личностным самоопределением.

При этом Л. С. Выготский указывал, что хронологические границы возрастных кризисов весьма условны. Форма, длительность и острота протекания возрастного кризиса может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом.

Причины и значение возрастных кризисов


ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. УСЛУГИ ПСИХОЛОГА

В своих работах Л.С. Выготский подчеркивал, что возрастные кризисы обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего возрастного стабильного периода, что приводит к разрушению одной социальной и возникновению другой, наиболее адекватной новому психологическому образу ребенка.

Что это означает и как проявляется? Все достаточно просто. Для периодов возрастных кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка.

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями.

Негативизм, упрямство, капризность, повышенная конфликтность и другие, свойственные возрастным кризисам поведенческие проявления, обостряются при игнорировании взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и смягчаются при правильном воспитании.

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. УСЛУГИ ПСИХОЛОГА

Исследования последних лет показали, что выраженное негативное отношение к "старой" социальной ситуации (как установил Л.С. Выготский) обеспечивает в определенный мере готовность ребенка к действиям в новой социальной ситуации. А.Н. Леонтьев в свою очередь считал, что негативизм есть показатель неправильной системы отношений взрослого и ребенка. Конфликтность поведения есть свидетельство неблагоприятного течения возрастного кризиса.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные моменты возникают заметно реже, чем в детстве и протекают более скрытно, без ярко выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи ведут, как правило, к смене характера деятельности и взаимоотношений и оказывают глубочайшее влияние на дальнейших ход развития личности.

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. УСЛУГИ ПСИХОЛОГА



ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС. УСЛУГИ ПСИХОЛОГА

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ, СУПЕРВИЗИЮ, ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАДАТЬ НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ:

+7-909-629-63-38